Фомченко Альбертина Федоровна

Альбертина Федоровна родилась 23 января 1939 года в Ленинграде в семье рабочих Апполинарии Дмитриевны и Федора Афанасьевича Фомченко. В раннем детстве переболела тяжелой формой полиомиелита и до пяти лет не могла самостоятельно передвигаться. В 1941 году, во время Великой Отечественной войны, с мамой и только что родившейся сестрой Валентиной была эвакуирована в город Кинешма Ивановской области. Было очень тяжело, не было даже детских вещей, так как их срезали во время посадки в товарный вагон. Голод, холод, тяжкий недуг — и никакой медицинской помощи. Выручала любовь к песне, рукоделие и оптимизм, которые были отличительной чертой всех в семье Фомченко.

После войны семья ненадолго возвращается в Ленинград. В родном городе Альбертина идет учиться в школу. Но, так как отец в годы войны был репрессирован, ему и семье запрещают жить в больших городах, и в 1949 году семья Фомченко вновь вынуждена уехать в Кинешму. Здесь девочка заканчивает вторую Кинешемскую школу, где единственными яркими впечатлениями было участие в школьной самодеятельности, конкурсах рисунков и оформление стенгазет. Здесь же Альбертина впервые увидела расписную палехскую шкатулку и увлеклась палехской лаковой миниатюрой.

В 1957 году она поступает в Палехское художественное училище. Из-за боязни, что могут запретить учиться, отказывается от оформления инвалидности, а значит и от хоть какой-то материальной поддержки от государства. Чтобы заработать на учебу берет заказы на пошив одежды и вышивку.

В училище на очень высоком уровне преподавалась техника Палеха, по сути — это техника иконописи. Преподавали её старые мастера-иконописцы. Но так как иконопись была запрещена, в ходу был термин «древне-русская традиция». И вот здесь в училище, Альбертина Фомченко начинает думать о своем пути в живописи. Гладкий локальный цвет, обводка линий, разработка цветовых пятен условными приемами без ненавистных рефлексов — все как в иконе.

Альбертина ищет ответ на вопрос: можно ли связать реалистический портрет с иконописными приемами. И вот, в очередной раз просматривая репродукции великих мастеров, она находит изображение графического портрета песочного цвета с в условным объемом без подписи. Работа самобытного художника вселяет уверенность в том, что в творчестве можно идти своим путем. Это был 1959 год. С автором «Портрета девочки» И.Е. Селивановым Альбертина Федоровна познакомится значительно позже, уже в Кузбассе.

В 1962 году Альбертина заканчивает училище и четыре года работает в художественных мастерских мастером лаковой миниатюры. В это время приходит увлечение театром кукол, и после работы она ведет кукольный кружок для детей художников. Сам пишет сценарии к кукольным спектаклям, часто в стихах, и детьми устраивает для родителей представления. Так оттачивается кукольное мастерство Альбертины Фомченко.

В 1966 году Альбертина узнает, что в Ленинградском институте театра, музыки и кинематографии открылась кукольна кафедра, и она с чемоданом своих кукол едет поступать. Вступительная работа — натюрморт, написанный в палехском стиле вызывает одобрение у приемной комиссии, и Альбертина становится студенткой.

В 1971 году Альбертина Фомченко заканчивает институт, и eй присваивается квалификация «Художник и скульптор театра кукол».

С 1971 по 1975 год Альбертина Фомченко работает сначала в городе Калинине, а затем в Ивановском кукольном театре главным художником. Это по документам, а на самом деле на девушке висит вся черновая работа от составления эскизов до выполнения почти готовой работы. И никакого удовлетворения от работы, а хочется заниматься творчеством. И выбирать нужно ту область искусства, на которой позволит остановиться здоровье. Выбрала профессию художника. Жизнь показала — это был верный выбор.

В 1975 году Альбертина Фомченко вместе с мамой приезжает в город Новокузнецк.

Талант художницы-«палешанки» здесь оказался невостребованным. На работу в творческие организации нигде не брали. Устроилась художником-оформителем в похоронное бюро, лишь бы где-то работать. В культурную жизнь Новокузнецка входила трудно, почти восемь лет выполняла разовые заказы: куклы для Кузедеевского кукольного театра (А. Фомченко стояла у истоков зарождения этого коллектива, сейчас получившего звание «народный»), для детских учреждений, писала лаковые миниатюры, которые потом закупал Ленинградский комбинат декоративно-прикладного искусства. Работы в бюро стеснялась, никому не говорила о том, где работает. Альбертина Федоровна называет это время годами бездействия в творческом плане, периодом шока.

Затем Альбертина Фомченко начинает посещать выставки новокузнецких художников. Портретов почти нет, поэтому художница решает выбрать портретный жанр. Предложенная тема «Портреты писателей от Ф. Достоевского до наших дней» заинтересовала музей им. Ф. М. Достоевского. Кроме картин для музея были расписаны три шкатулки по мотивам произведений Ф. Достоевского и несколько лаковых миниатюр.

В 1975 году поставила спектакль «Царевна-лягушка» в Новокузнецком театре кукол.

С 1977 года начинает участвовать в выставках (правда картины берут ещё пока «со скрипом»). В 1983 году написала портрет сестры Валентины, который на Кемеровском телевидении в 1986 году приняли за работу прокопьевского художника И. Е. Селиванова. Так узнала о творчестве удивительного художника-примитивиста, близкого по духу и ставшего творческим вдохновителем Альбертины Федоровны Фомченко. Узнала художница и «Портрет девочки», увиденный ею в журнале в 1959 году.  Альбертина Федоровна убеждена, что живопись И. Е. Селиванова обладает главным свойством: она запоминается на всю жизнь. Этому художнику Альбертина Фомченко посвящает свой знаменитый триптих «Памяти Селиванова».

Дальше начинается всеобщее признание творчества А. Ф. Фомченко: участие в телефильме «Кузедеевские чудеса» в 1984 году, несколько съемок на Кемеровском телевидении в 1986 году, съемки в фильме «Синий кот на белом снегу» на московской студии документальных фильмов в 1987 году и др.

В это же время А. Фомченко знакомится с академиком С. Никиреевым, переписка с которым длится по сегодняшний день.  Многие письма ценителя ее творчества Альбертина Федоровна передала в Новокузнецкий художественный музей.

В 1990 году Альбертина Фомченко увольняется с прежнего места работы и проходит конкурс на вакантную должность художника в кооператив к предпринимателю В. Малахову по росписи шкатулок, икон, женских украшений, настенных часов мебели. Работала с талантливыми мастерами-резчиками по дереву С. Тилининым и В. Ладным. Все изделия уходили на продажу в Москву. Кооператив просуществовал два года.

Все это время Альбертина Федоровна продолжает работу над картинами из серии «Писатели от Ф. Достоевского до наших дней». В 1992 году пишет портрет писателя-толстовца Б. В. Мазурина, который оценил работу художницы такими словами «Тебя мне Бог послал». Девяностолетний старец изображен в своей избе с женой. Нет в картине украшательства, а есть правда о Духе: о внутренней красоте и силе. «Каждый человек красив по-своему, я только нахожу эту красоту», — говорит художница о своей манере письма.

В этом же году А. Фомченко участвует со своими стихами в поэтических чтениях «Весны Притомья», которые организует литературно-мемориальный музей имени Ф. М. Достоевского.

С 1993 года по 1995 год году Альбертина Фомченко работает преподавателем в школе лаковой миниатюры при Культурном центре «Собор» акционерного общества «Новокузнецк». Здесь она обучает росписи изделий в традициях палехской лаковой миниатюры. Благодаря этой деятельности в Новокузнецке появляются художники декоративно-прикладного искусства, ученики художницы-«палешанки» А. Ф. Фомченко. Не все обучающиеся смогли постичь палехское искусство, но несколько имен все-таки появилось.

С 1995 года по 2003 год Альбертина Федоровна Фомченко работает педагогом дополнительного образования в подростковом клубе «Юнга», чтобы добавить к трудовому стажу еще несколько лет. К этому времени А. Фомченко уже награждена многочисленными благодарственными письмами, почетными грамотами и дипломами. В этот период у А. Фомченко выходят две серьезные работы: альбом «Портрет в русской традиции» и методическая брошюра «Искусство портрета».

Значительным событием в жизни и творчестве Альбертины Фомченко стало ее участие в 1998 году в III Всероссийском фестивале творчества инвалидов в городе Москва, где она представляла с еще одной художницей наш город и Кемеровскую область.

И, конечно же, она пишет картины, иконы, делает куклы, помогает всем, кто нуждается в ее работе, участвует в выставках, конкурсах и фестивалях, появляется в телефильме на Новокузнецком телеканале.

На многих картинах А. Фомченко можно увидеть птицу-Сирин, ликом похожую на «красну девицу, пригожу молодицу». Это символ народных традиций в творчестве художницы, eе своеобразный талисман.

В 1997 году в городе Новокузнецке открывается церковь святого мученика Иоанна Воина, иконы для которой выполнила Альбертина Фомченко во славу Божию.

В 2002 году А. Фомченко участвует в областном фестивале конкурсе «Преодоление» с кукольной миниатюрой.

С 2003 года Альбертина Фомченко — свободный художник.

Выставки, на которых были представлены работы Альбертины Фомченко:

  1. Выставка народно-прикладного искусства и самодеятельного творчества (1984)
  2. Выставка произведений самодеятельных художников (1986)
  3. Выставка произведений самодеятельных художников в Новокузнецком музее изобразительных искусств (1987)
  4. Выставка произведений театральных художников город; в Доме творческих союзов (1987)
  5. Персональная выставка в Новокузнецком музее изобразительного искусства (1990)
  6. Персональная выставка «Птица-Сирин» в Новокузнецком художественном музее (1999)
  7. Выставка самобытных художников города Новокузнецка «Меж дел земных…» в Новокузнецком художественном музее (1991)
  8. Выставка творчества людей с ограниченными возможностями «Благодаря и вопреки…» в Новокузнецком художествен ном музее (2003)
  9. Цикл выставок самобытных художников города Новокузнецка «Картина жизни» в Новокузнецком художественном музее (2005)

Альбертина Федоровна награждена медалью Кемеровской области «За веру и добро» на областном конкурсе «Социальная звезда».

Ушла из жизни 16 января 2010 года. Последней ее работой был портрет великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина, написанный в дар Центральной городской библиотеке имени Н.В. Гоголя.

Копылова, М. К. Биографическая справка [Текст] / Копылова М. К. // Художник Альбертина Фомченко : биобиблиографический указатель / Муниципальное учреждение Детская централизованная библиотечная система, Библиотека-филиал № 2 ; [авт.-сост. М. К. Копылова ; редактор И. В. Баркова]. — 2-е изд., доп. — Новокузнецк, 2007. – С. 13-18.

  • ДОСТОЕВСКИЙ И ИСАЕВА В КУЗНЕЦКЕ 1857 ГОД

    Он к ней в Кузнецк,как в Лету канувшей,
    спешит, дорогой утомлен.
    Да, это он, вчерашний каторжник
    и гений завтрашних времен.

    Преодолевший все препятствия,
    такой же друг ей, как и враг,
    он добивается согласия
    на этот невозможный брак.

    Они обвенчаны. Обвенчаны.
    Она выходит на крыльцо.
    Взгляните в скорбное лицо
    судьбу свою понявшей женщины:

    Взор заслонила боль растущая,
    вздохнуть всей грудью не дает.
    Решилось: жизнь ее грядущая
    к его созданьям перейдет.

    Тесна одежда подвенечная.
    И губы сохнут, как полынь.
    Невыносимо быть предтечею
    его тревожных героинь!

    Они его волнуют, мучают
    и жертвы требуют большой...
    Сопротивлялась странной участи
    она неслабою душой.

    И все ж ни волей, ни сознанием
    не защитилась, не спаслась.
    Венца кузнецкого сиянием
    необратимо облеклась.

    1987, Любовь Никонова