Одигитриевская церковь

Церковь иконы Божией Матери «Одигитрия» [Электронный ресурс] // Кузбасс православный. – Режим доступа: свободный. – Загл. с экрана.

История развития и становления

 

Церковь обустроена при СИЗО в 2000 г. Приписная к Преображенскому собору г. Новокузнецка. Прежняя каменная, двухпрестольная Одигитриевская церковь имела два престола: главный престол Смоленской иконы Божией Матери «Одигитрия», придельный престол вмч. Георгия Победоносца. Она располагалась на месте нынешнего СИЗО. До этого с 1676 г. существовала деревянная Одигитриевская церковь, старостой которой служил зажиточный купец Иван Дмитриевич Муратов. Находясь по торговым делам в городе Иркутске, Муратов был поражен размахом каменной застройки этого старинного сибирского города. Запала в его душу мечта совершить нечто подобное у себя в Кузнецке на месте обветшалой деревянной церквушки. Поэтому, сразу же по возвращению, он направляет рапорт Тобольскому архиепископу с просьбой о благословении строительства.

22 мая 1775 г. проводится торжественная закладка каменной Одигитриевской церкви, достроенной к 1780 г. С помощью артели каменщиков из Иркутска, по рекомендации местного купца Щербакова, организуется производство фигурного кирпича. Там же, в Иркутске, заказываются колокола. Старая церковь была снесена сразу по окончанию строительства новой каменной. Сооружение храма вызвало большой духовный подъем среди населения города Кузнецка, сделавшего большие пожертвования на строительство. Вскоре поднялись кирпичные, оштукатуренные и побеленные стены, засветились покрытые железом и окрашенные зеленой масляной краской купола.

Строилась церковь двухпрестольной: в верхнем ярусе с престолом иконы Божией Матери «Одигитрия», в нижнем – вмч. Георгия Победоносца. От аналогичных культовых построек города Иркутска этот храм отличался некоторой камерностью, но использовались те же барочные приемы при решении объемно-пластических задач. Артель каменщика Почекунина принесла с собой высокий профессионализм и знание тонкостей стилистики «сибирского барокко», которые выразились в тончайшей проработке рисунка наличников, окон, фронтона-кокошника храмовой части. Храм был двухэтажный и имел верхний (зимний) и нижний (летний) престолы, а также четырехъярусную колокольню с ярусом звонницы. В середине XIX в. с запада к колокольне пристраивается двухэтажный объем паперти с центральным входом с ул. Полицейской, декорированный под «сибирское барокко». На южном фасаде храмовой части на уровне второго этажа было помещено живописное изображение Богоматери «Одигитрия».

Окончательно храм сформировался к концу третьей четверти XIX века, тогда же была выполнена каменная ограда вокруг храма. Сам храм оказал архитектурное влияние на построенные впоследствии Спасо-Преображенский собор и Ильинскую церковь. Примечательным событием, связанным с историей храма, считается венчание в нем в 1857 г. русского писателя Ф.М. Достоевского, который лично был знаком со старостой прихода Иваном Муратовым. Состав прихода на 1914 г.: г. Кузнецк; дд. Феськова (10), Воробьева (15), Пучеглазова (10), Горбунова (5), Абинская (3). Состав причта: священник и псаломщик. Прихожан 2159 чел. Земли при ней числилось 86 десятин. Благочиние 14 Кузнецкого округа. В приходе имелись: четыре часовни: одна в г. Кузнецке, остальные в дд. Воробьевой, Пучеглазовой, Абинской; молитвенный дом в д. Феськовой первоверх. апп. Петра и Павла с 1893 г.; три церковные школы грамоты в дд. Феськовой с 1893 г., Абинской с 1901 г., Воробьевой с 1909 г.

В декабре 1919 г. Одигитриевский храм разграбили и сожгли красные партизаны, после чего пустующее здание в начале 1930-х гг. снесли, построив на его месте объездную дорогу, а на месте церковного сада – массивное кирпичное здание тюрьмы. Все это создало большие трудности в реализации проекта восстановления храма, графическая реконструкция которого сделана новокузнецкими архитекторами П.Г. Тимановым и В.Н. Усольцевым. Проблема восстановления Одигитриевской церкви на прежнем месте и включения ее в архитектурный комплекс музея-заповедника «Кузнецкая крепость» неоднократно обсуждалась православными жителями города Новокузнецка, однако дальше этого дело не сдвинулось.

  • ДОСТОЕВСКИЙ И ИСАЕВА В КУЗНЕЦКЕ 1857 ГОД

    Он к ней в Кузнецк,как в Лету канувшей,
    спешит, дорогой утомлен.
    Да, это он, вчерашний каторжник
    и гений завтрашних времен.

    Преодолевший все препятствия,
    такой же друг ей, как и враг,
    он добивается согласия
    на этот невозможный брак.

    Они обвенчаны. Обвенчаны.
    Она выходит на крыльцо.
    Взгляните в скорбное лицо
    судьбу свою понявшей женщины:

    Взор заслонила боль растущая,
    вздохнуть всей грудью не дает.
    Решилось: жизнь ее грядущая
    к его созданьям перейдет.

    Тесна одежда подвенечная.
    И губы сохнут, как полынь.
    Невыносимо быть предтечею
    его тревожных героинь!

    Они его волнуют, мучают
    и жертвы требуют большой...
    Сопротивлялась странной участи
    она неслабою душой.

    И все ж ни волей, ни сознанием
    не защитилась, не спаслась.
    Венца кузнецкого сиянием
    необратимо облеклась.

    1987, Любовь Никонова